Консеквенция просветительства для НКО


18 июня 2021

17 июня Центр ГРАНИ провёл очередную «антикризисную летучку» для ресурсных центров. В ней приняли участие руководители ресурсных центров из нескольких десятков регионов от Архангельска до Хабаровска и от Ханты-Мансийска до Симферополя. Поводом для встречи стал новый закон о просветительской деятельности и его возможном влиянии на общество в целом и некоммерческую деятельность в частности.

Участники летучки обсудили, чем отличается закон о просветительской деятельности от закона об образовании, как и когда некоммерческие организации ощутят на себе прямые последствия нового закона и порядка его реализации, и что могут сделать ресурсные центры, чтобы сгладить в некоммерческой деятельности возникающие в связи с законодательной инициативой острые углы.

Что важно знать о новом законе?

«Если очень крупно говорить, то просветительская деятельность – это та, которая не образовательная деятельность. Цель нового закона – установить контроль за распространением противоправной информации и антироссийской пропаганды, – объясняет директор Центра ГРАНИ Светлана Маковецкая. – Но сам закон о просветительской деятельности оказался внутри закона об образовании, на что большое количество НКО, инициативный групп и ресурсных центров не обращают внимания».

Основные моменты в законе, на которые стоит обратить внимание не зависимо от характера деятельности, их три:

Кто может вести просветительскую деятельность? Обязанность по ведению просветительской деятельности возложена на органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, уполномоченные ими организации. Другие физические и юридические лица тоже могут вести такую деятельность, но только в порядке, установленном Правительством РФ. Такой проект порядка был написан, но позже отозван.

Какие есть ограничения? В законе чётко прописан запрет на ведение просветительской деятельности в целях разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

Кто контролирует реализацию закона? На уполномоченные органы государственной власти возложена также обязанность по контролю за деятельностью организаций, входящих в систему образования, в международном сотрудничестве в сфере образования.

Публичная оценка. Что думают наблюдатели о новых правилах просвещения?

Оценок закона о просветительской деятельности в публичном пространстве возникло очень много. Их можно свети к четырёх базовым опасениям и предположениям:

Во-первых, считается, что из публичного пространства должны быть удалены мошеннические курсы и то, что не является наукой. Могут быть удалены различные онлайн-семинары и иные мероприятия, если их держатели не будут соответствовать требованиям;

Во-вторых, повышенный контроль в образовательных организациях за деятельностью по проведению мероприятий, направленных на дискредитацию проводимой в Российской Федерации государственной политики, пересмотра истории, подрыва конституционного строя, может привести к тому, что школы или вузы начнут с осторожностью относиться к мероприятиям НКО, возникнет дополнительный барьер в виде требования, например, гарантийных писем.

В-третьих, как отмечают многие правозащитники, нарушается ст. 29 Конституции РФ, которая провозглашает свободу слова и мысли, гарантирует свободу массовой информации и запрещает цензуру.

И, наконец, есть опасения, что может быть введён запрет на ведение несовершеннолетними собственных блогов. Это связано с обозначенными ограничениями того, что могут делать несовершеннолетние в просветительских целях.

К чему готовиться ресурсным центрам и НКО?

Если говорить о воздействии закона и порядка его реализации на будущую деятельность некоммерческих организаций и инициативных групп, то следует учитывать следующие следствия закона:

· участие в международных образовательных программах получит разрешительный характер. Отправить сотрудника НКО на обучение в ту или иную организацию станет не просто;

· НКО, которые ведут просветительскую деятельность и используют площадки образовательных организаций, тоже попадут под разрешительный характер просветительства, что приведёт к росту издержек на ведение текущей деятельности НКО, потому что в некоторых случаях нужно будет вести образовательную деятельность или заключать договоры, имеющих право на ведение образовательной деятельности;

· некоммерческим организациям, выполняющим функции иностранного агента, просветительская деятельность будет запрещена совсем.

Перечень направлений, по которым НКО возможно вести просветительство, уже обозначен в проекте положения Правительства о просветительской деятельности, но документ, напомним, отозван для доработки. Тем не менее, перечисленные направления и формы ведения такой деятельности уже можно иметь в виду:

Что могут сделать ресурсные центры прямо сейчас?

1) Объяснять изменения некоммерческим организациям, образовательным организациям, организациям, имеющим образовательные лицензии. Мы можем запланировать на площадках общественных палат и на площадках собственных ресурсных центров обсуждения возможности взаимодействия, о том, кто будет арбитром правил, или чем ресурсные центры могут помочь. Можем сформировать подход низкопорогового доступа на площадки для определенного типа организаций, которые, например, впервые получили региональные гранты на реализацию проекта. Дело в том, что НКО, закладывая в свои проекты с нулевыми чаще всего средствами просветительские мероприятия на приспособленных для этого площадках, могут столкнутся с тем, что либо по времени это будет очень затянуто, либо вообще мероприятия вообще не состоятся, потому что площадки не захотят брать на себя такие обязательства. Хорошо, чтобы при написании грантовых заявок они имели в виду, что такие проблемы могут возникнуть.

2) Подумать на собственным статусом. Какая-то часть РЦ уже являются обладателями образовательной лицензии или собираются её получить. Не являясь ни техникумом, ни вузом, РЦ попадают под действия закона и должны чётко представлять все возможные издержки и выгоды от этого. В этой ситуации есть два пути действий. Первый– региональный ресурсный центр может выступить просветительской площадкой, готовой заключать с НКО договора. Второй путь – отказ от образовательной лицензии для снятия издержек, возникающих в результате реализации закона.

3) Участвовать в оценке регулирующего воздействия нового постановления, если оно будет запущено. Новый проект порядка реализации закона, вероятнее всего, будет выложен на портале regulation.gov.ru и доступен для общественного обсуждения. Было бы хорошо, чтобы ресурсные организации и другие НКО отреагировали на проект документа конкретными примерами и предложениями к этому документу.

4) Организовать региональные сервисы поддержки НКО, участвующих в просветительской деятельности. Это могут быть самостоятельно созданные площадки (офлайн-формат) или порталы (онлайн-формат) для просвещения, или совместная с регионом настройка внешних площадок для просветительских некоммерческих мероприятий. Вместе с тем ресурсные центры могут составить список адресов и мест, которые можно использовать вместо привычных площадок, у которых есть образовательная лицензия (школы, вузы, колледжи).


«Антикризисная летучка» состоялась в рамках проекта «Пространство решений для развития инновационного потенциала СОНКО в социальной сфере», реализуемого Центром гражданского анализа и независимых исследований (Центр ГРАНИ) при поддержке Фонда президентских грантов. Следующая встреча руководителей ресурсных центров будет посвящена проекту постановления о новом реестре СО НКО. Сейчас законопроект размещён на regulation.gov.ru для публичного обсуждения, которое завершится 29 июня.